Маршруты выходного дня

«Моя малая Родина: У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать – все!» Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма.
Мемориальный комплекс «Буйничское поле»
Рекомендуемый возраст 5 – 6 лет .

Вид маршрута: автомобильный
1. Что можно рассказать ребенку?
В пригороде Могилева, вблизи деревни Буйничи, расположен комплекс, посвященный Великой Отечественной войне, – «Буйничское поле». В 1941 году в этом месте проходила линия советской обороны и шла сложная борьба за Могилев. Бои за Могилев начались 10 июля. Немецкие войска рассчитывали с ходу занять областной центр, и, наступая, направили на Буйничское поле 70 танков. Основной бой длился 14 часов. Советским солдатам удалось сжечь 39 танков и отбить несколько атак. Оборона Могилева продолжалась до 22 июля. Немецкие командиры не решились сообщить Гитлеру о неудачах на подходе к Могилеву и доложили, что наступление прошло успешно. В могилевском музее вам обязательно расскажут историю о том, как один из гитлеровских офицеров отправился изучать могилевские рестораны, думая, что город давно взят, и был захвачен советскими солдатами. Буйничское поле стало символом отваги советских солдат. Во время наступления немецких войск здесь присутствовал корреспондент газеты «Известия» писатель Константин Симонов. Легендарное сражение он описал в романе «Живые и мертвые», а свой прах завещал развеять именно над Буйничским полем. Мемориальный комплекс «Буйничское поле» появился на месте сражения в 1995 году. Он включает в себя 27-метровую часовню, арку, аллею с центральной композицией. Здесь размещены образцы боевого вооружения периода Второй мировой, горельефные доски, а также памятный камень Константину Симонову.
2. Какие вопросы можно задать ребенку? Что ты знаешь о войне? Что тебе понравилось? Что запомнилось? Хотел бы он посетить другие памятные места
3. ПОИГРАЙТЕ С РЕБЕНКОМ
Дидактическая игра «Кто где служит?»
Небо охраняют – лётчики;
Границу – пограничники;
В танковых войсках служат – танкисты;
В пехоте – пехотинцы.
А ты знаешь, чем занимаются военные?
Дидактическая игра «Кто что делает?»
Я буду называть профессию, а ты мне говори, что делает человек:
Лётчик – управляет самолётом;
Пограничник – охраняет границу;
Танкист – управляет танком;
Подводник – плавает под водой;
Моряк – управляет кораблём;
Сапёр – обезвреживает мины.
Загадайте загадки:
Гусеницы две ползут,
Башню с пушкою везут.(Танк)
Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю
Отправляется в полет
Наш…(Вертолет)
4. Рефлексия. После прогулки предложите ребенку нарисовать то, что больше всего запомнилось. Вместе с ребенком подготовьте на ватмане коллаж с фотографиями.

Площадь Славы

Площадь Славы – городская площадь Могилева, одна из главных площадей города, его исторический общественно-административный центр
В начале 16 века, когда площадь и возникла, она имела название Торговая (позже Думская). Площадь примыкала к Могилевскому замку с одной стороны и Нагорным посадом с другой, которые находились на высоком холме между двух рек Днепром и Дубровенкой.
Вдоль площади проходили две основные торговые дороги. Теперь это Первомайская и Ленинская улицы, а сама же площадь была центром торговли города с огромным количеством торговых лавок и размером более 2 гектаров.
Свое название площадь получила в 1919 году. В честь 2-го губернского съезда Советов, объявившего 15 декабря 1917 года советскую власть в Могилевской губернии. Она стала называться Советской.
В июле 1920 года на площади были похоронены 13 бойцов, которые погибли в бою с белополяками.
Во время Великой Отечественной войны Советская площадь дважды находилась в зоне ожесточенных боев за город, в 1941 и в 1944 годах. После сноса остатков построек в конце 1949-х годов на площади разбили скверы и поставили скульптурную группу «Дружба» в виде трех мужчин, которые символизировали дружбу трех рас. К 1960 году здесь возвели две жилые пятиэтажки, на самой площади появились красивые клумбы, газоны и скверы со скамейками, аттракционное колесо обозрения – «чертово колесо».
Современный облик площади сложился в начале 80-х годов ХХ века. Центром ансамбля площади является мемориальный комплекс «Борцам за советскую власть». Он включал в себя бронзовую фигуру женщины, 5 стел, братскую могилу красноармейцев и командиров, погибших в 1920 году. смысловое и пластическое ядро композиции – бронзовая фигура женщины (высота 7 метров) на гранитном постаменте высотой 13м. «Крылатая» символизирует Победу, обновление жизни, вечное движение вперед.
У подножия скульптуры-монумента зажжен Вечный огонь, установленный в 1982 году.
Перед скульптурой – облицованные гранитом панно с рельефными изображениями на бронзе основных моментов из советской истории Могилевщины. На бронзовых барельефах изображены события 1917 года, период коллективизации, партизанское движение, оборона Могилева от фашистских захватчиков, послевоенное время. Совсем недавно появилась еще одна композиция: «Гордость и слава Могилевщины», изображающая знаменитых уроженцев Могилева.
Вытянувшись по струнке, замерли в почетном карауле часовые, отдавая день памяти тем, кто не вернулся с полей сражений. Почетную Вахту Памяти здесь круглый год несут школьники, лицеисты и гимназисты. Лучшие из лучших.

Памятник освободителям города Могилёва «Танк Т-34»

Танк Т-34 установлен на площади рядом с перекрёстком улицы Якубовского и улицы Сурганова в городе Могилёве. Эта машина была выпущена во второй половине 1945-го года в Нижнем Тагиле. Спустя полтора десятилетия она была модернизирована. А в 1967 году танк установили на площади Победы в центре Могилёва. В 1995 году, образующий площадь Победы перекрёсток улиц Мира, Якубовского и Космонавтов был реконструирован для увеличения пропускной способности. Для танка на новой развязке места не нашлось и его переставили на 600 метров северо-западнее.
Перед тем как сообщите ребенку, куда вы отправляетесь:
·расскажите о правилах поведения при посещении памятных мест;
·отправиться к памятному месту, можно приготовить живые цветы.
·Нужно объяснить ребенку, что там нельзя кричать, бегать, рвать цветы, а нужно вести себя спокойно. Это такое место, где люди минутой молчания благодарят погибших героев и чтут их память.
При посещении памятника:
·Спросите у ребёнка, что он знает о Великой Отечественной войне;
·Расскажите, как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).
·Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев, на долю которых выпало тяжёлое время войны. Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил
·Поинтересуйтесь у ребенка знает ли он, как чтят память о погибших солдатах во время войны? (погибших во время ВОВ людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).
Расскажите ребенку о войне.
В Беларуси практически нет ни одной семьи, которую бы не затронула война. У кого-то воевали деды, прадеды, бабушки и прабабушки, кто-то был и работал в тылу, чтобы обеспечить армию всем необходимым на фронте. В те далекие и тяжелые годы не было практически ни одного равнодушного человека к судьбе нашей Родины. Говорить с ребенком о войне нужно простым, понятным и доступным для него языком. Маленькому ребенку будет сложно переосмыслить большой объем информации, поэтому не надо стараться сразу рассказать ему о войне все.
О героизме и доблести воинов, о подвиге солдат и благодарности за мирное можно поговорить с малышом у памятника. Если в вашей семье были или еще живы фронтовики, обязательно расскажите о них ребенку. Если есть возможность, пусть ребенок сам пообщается с очевидцами того времени, узнает о той сложной жизни, страшной доле, которая выпала на их плечи. Покажите ребенку награды, которыми был награжден ваш родственник, поделитесь с ним воспоминаниями о том времени. Можно возложить цветы к памятнику и рассказать ребенку, с какой целью это делается, почтите память павших минутой молчания. Малыш должен знать, что все они защищали Родину (и его тоже) от фашизма. Такие беседы надолго останутся в памяти малыша.
Позже родители могут сводить ребенка в библиотеку и вместе выбрать книги о подвигах, битвах, блокадах, полководцах Великой отечественной войны, ориентируясь на возраст ребенка. На ребенка это произведет неизгладимые впечатления и останется в его сердце надолго.
Какие вопросы задать ребенку:
·Кого можно назвать защитником Отечества?
·Что такое война?
·Нужна ли она на земле?
·Почему людям и всему живому нужен мир?
·Когда мы отмечаем День Победы над фашисткой Германией?
·Нужно людям нужно помнить о войне?
·Как люди сохранили память о войне?
В какие игры можно поиграть с ребенком?
Дидактическая игра «Кто что делает?»
Я буду называть профессию, а ты мне говори, что делает человек:
– Лётчик – управляет самолётом;
– Пограничник – охраняет границу;
– Танкист – управляет танком;
– Подводник – плавает под водой;
– Моряк – управляет кораблём;
– Сапёр – обезвреживает мины.
Загадайте загадки:
– Гусеницы две ползут, башню с пушкою везут. (Танк)
– Без разгона ввысь взлетаю, стрекозу напоминаю отправляется в полет наш…(Вертолет)
– Она спасает от снарядов, от взрыва бомб и от ударов. (Каска)
– На горе-горушке, стоят старушки, если охнут, люди оглохнут. (Пушки)